ТОСТЕР
КТО МЫ?Написать письмо

Леголаг

До сих пор все конструкции из LEGO, на которые мы обращали внимание, были довольно безобидны: ну «Властелин Колец», ну «Звездные войны», ну письменный стол для провинциального американского психопата. Строят, однако, из универсального датского конструктора и более сильные вещи: например, одна из самых известных (и даже классических) работ польского художника Збигнева Либеры (Zbigniew Libera) — это несколько коробок LEGO, каждая из которых содержит какой-нибудь фрагмент немецкого концентрационного лагеря.

Либера делал так: покупал много деталей, собирал бараки, расставлял фигурки надзирателей и заключенных и фотографировал отдельные сценки. Потом все разбирал и расфасовывал по коробкам. Коробки художник специально печатал в типографии — они выглядят совершенно как классические LEGO System, с логотипом компании, надписями на разных языках и обозначением возраста: от 9 до 12.

Среди фотографий Либеры — гора частей тел из разобранных фигурок на фоне серых бараков, надзиратели, пытающие током привязанных к столам жертв, тюремщики с дубинками в черной форме СС и скелетоподобные заключенные, которых художник извлек из пиратских наборов с пальмами и кораблями.

Количество горьких слов, сказанных по поводу демарша Либеры, намного превышает все, что когда-либо писали о Кулике, Бренере и прочих enfants terribles российского современного искусства. Из-за них он однажды отказался от участия в венецианском биеннале — там поставили условие: LEGO не брать. Либера получал подметные письма, и ему бросали в лицо обвинения в предательстве. Дошло до того, что LEGO публично заявила о своей непричастности к такому искусству и уверила общественность, что поляку никогда бы не продали ни одного кусочка конструктора, если бы стало известно, на что эти кусочки пойдут. Компанию можно понять: кому хочется, чтобы его ассоциировали с Адольфом?

Либера, однако, выбрал LEGO не случайно: он (по его собственным словам, разумеется) хотел «подчеркнуть пропасть, которая разделяет действительность и идеальный игрушечный мир». В середине девяностых он делал жирных кукол Барби в люрексе, и приклеивал им шиньоны на те места, где у человека обычно растут волосы. Другая известная его работа — это устройство для увеличения размера пениса, что-то вроде большой черной дыбы с педалями.

Мы, собственно, вспомнили о Либере не просто так: есть новостной повод. Дело в том, что несколько дней назад в Лондоне разразился скандал, связанный с выставкой, которую подготовил Еврейский музей в память о Холокосте. Как объяснил газете The Times куратор выставки Норман Клееблатт (Norman Kleeblatt), целью руководства было «показать, как воспринимают события шестидесятилетней давности молодые современные художники». Как оказалось, воспринимают они его так, что просто туши свет.

На выставке можно, в частности, увидеть работу Тома Захса (Tom Sachs) Giftgas Giftset, состоящую из трех канистр с ядовитым газом, на котрых написано Tiffany, Hermes и Сhanel. Англичанин Алан Шехнер (Alan Schechner) выставил свой автопортрет, где он изображен попивающим диетическую «Кока-Колу» среди заключенных Бухенвальда и который трактует так: «нужно было показать людям, что образом Бухенвальда манипулируют — и сделать это, манипулируя им самостоятельно». Хит выставки, разумеется, — концентрационные лагеря Збигнева Либеры.

Мы-то как либералы считаем, что право на существование имеет любое искусство — невостребованное отомрет само собой. Не до конца доверяя собственным ощущениям, мы обратились за комментарием к нашему постоянному эксперту — Оле Лялиной. «Оля, — спросили мы ее. — Насколько оправдан эпатаж, который многие люди воспринимают как прямое оскорбление себе и памяти своих предков?». «Художник не может ни обидеть, ни оскорбить, ни причинить вред, — ответила нам Оля. — Художники безобидны, а концептуальные художники — безобидны вдвойне, потому что они не работают с эмоциями и не ищут правды».

А какие неполиткорректные произведения искусства известны вам? Сообщите на info@toster.ru.


Читать комментарии
Всего комментариев: 2, непрочитанных: 2
Copyright  ©  2001—2004 «Тостер»