Главстраница / Духовка / Иногда лучше собирать, чем жевать
ТОСТЕР
КТО МЫ?Написать письмо

Иногда лучше собирать, чем жевать

Собирать вкладыши от жевательной резинки — абсолютно нормальное занятие для любого существа мужского пола в возрасте от 7 до 12 лет. Обычно, однако, увлечение сходит на нет, как только обладатель вороха бумажек начинает осознавать, что ценность этой кучи полиграфической продукции весьма сомнительна — по крайней мере до тех пор, пока в ней нет системы. После этого прозрения человек либо раздает свои сокровища беднякам, либо становится коллекционером — и тогда понимает, что копить можно не только вкладыши, но и обертки, и саму резинку, а также торговые автоматы, рекламу резинки и все остальное, что может иметь к ней прямое или косвенное отношение. Людей, которые посвятили бы этому жизнь — единицы. 39-летний Валерий Носаль принадлежит к кругу избранных: он один из самых серьезных коллекционеров оберток от жевательной резинки в России.

«Моя область — это обертки и упаковки от жевательной резинки, — рассказывает Валерий. — Правда, и здесь есть любимая и главная тема: «обертки от пластинок резинки классической прямоугольной формы». Только по этой теме я веду подробный каталог и каждой обертке присваиваю свой номер. На сегодняшний день у меня в коллекции 11 145 оберток от пластинок ж.р.; всего же оберток и упаковок различных форм в коллекции чуть более 28 000 из 95 стран мира. Конечно, эти цифры могут сначала шокировать, особенно начинающих коллекционеров, но надо помнить, что все это собиралось более 30 лет, и это еще не самая сильная (по количеству экземпляров) коллекция в мире».

За 30 лет Валерий времени не терял: он наладил связи со своими единомышленниками по всей планете.

«У меня установились дружеские контакты с коллегами из Чехии, США, Канады, Чили, Бразилии, Японии. В России и бывших республиках СССР коллекционеров очень мало, хотя раньше — в 70-80 годы — собирательство оберток и вкладышей от ж.р. было популярно. Отдельно хочу выделить Чехию: так получилось, что эта тема очень распространена в этой стране, даже есть отдельная секция в Пражском клубе коллекционеров. Я знаю многих чешских коллекционеров еще с доинтернетовских времен — там у них самые большие коллекции».

«Рынка предметов коллекционирования по теме «жевательная резинка» нет, но некоторые установившиеся цены есть на старинные экземпляры, которые можно увидеть (и купить) на интернет-аукционах — например, на eBay. Возможно, я ошибаюсь, и в клубе коллекционеров в Чехии существуют какие-нибудь установившиеся цены на менее редкие обертки. Пока не побываю у них в гостях — точно не скажу. При общении с коллегами я всегда обходился обменом в разных пропорциях — от 1:1 до 1:10».

Так что же заставляет человека потратить столько времени на столь экзотический предмет, как бумажки, в которые заворачивают средства против кариеса?

«Что может привлекать в обертке? Да все! Просто для этого нужно посвятить большую часть жизни этой теме коллекционирования. Например, в моем случае увлечение началось где-то в 1972 году в восьми-девятилетнем возрасте. Причем увлеченность последних 10 лет сильнее первых лет. Правда, было время, когда я почти стеснялся своего «детского» хобби. Считал, что для студента ВУЗа это несерьезное занятие, хотя и подкладывал в альбомы иногда новые экземпляры и, конечно никогда не собирался расстаться с коллекцией. Еще одно заблуждение тех лет — считал себя единственным в мире коллекционером этой темы.

Вообще же интерес к жевательной резинке был создан дефицитом этого продукта. Детство я провел в Крыму, в Севастополе, куда жвачку привозили моряки, так как у нас она не производилась. Это было золотое время: жевательная резинка привозилась отовсюду, со всего мира. Особенно ценились японские — во-первых, из-за необычных для советского ребенка сюжетов (роботы, монстры, динозавры), а во-вторых, из-за разнообразия серий, поэтому собирать было интересно. С того времени у меня осталась особенное отношение к японским, а затем и к южно-корейским оберткам. Они фантастически разнообразны и интересны. Думаю, что моя коллекция особенно сильна обертками этих стран. В феврале побывал наконец-то в Сеуле — вот где раздолье для коллекционера оберток от ж.р.! Жвачка продается на каждом углу, причем по 20-30 видов в каждом месте. Вероятно, существуют и корейские коллекционеры, раз кто-то потребляет такое разнообразие. Правда, на третий день найти новое мне оказалось уже трудно, и это хорошо, так как во всем нужно чувство меры».

Если для многих случайных людей обертка — это просто цветной фантик, то для профессионала каждый экземпляр уникален и может быть подвергнут анализу.

«Своим годам, эпохам, странам, группам стран соответствуют свои темы, стили оформления. По обертке часто можно определить приблизительные годы выпуска и принадлежность стране, но здесь нужен опыт. Я заметил, что обычно запоминаются сочетания цветов. Мой опыт позволял мне определять что-нибудь новое, продающееся в киоске на улице, проезжая мимо на машине. Это не фантастика, и я никакой не экстрасенс — просто таков результат серьезной увлеченности. Еще одно наблюдение: раньше я мог с уверенностью сказать, есть у меня эта обертка или нет, так как новое определяется очень четко. Теперь стало несколько труднее: я насмотрелся на чужие обертки, и в голове образовалась некоторая путаница. Приходится чаще обращаться к коллекции для проверки».

Так откуда же берет современный коллекционер новые экземпляры?

«Пополнение коллекции идет в первую очередь за счет обмена с коллегами на аналогичные обертки или вкладыши, а также благодаря контактам с коллекционерами других направлений из интересных для меня стран. Поэтому приходиться заниматься и монетами, телефонными карточками, сигаретными пачками, шоколадными обертками. Раньше получалось еще находить небольшие старые коллекции оберток в России и СНГ после подачи объявлений в газетах, но это очень неблагодарное и трудное занятие. Может быть, я уже все скупил и выменял? Скорее всего я ошибаюсь — например, знаю о коллекции Ушакова в Екатеринбурге, но установить контакт пока не удается. Иногда новое покупается и в наших магазинах: в последнее время радуют новые российские производители жевательной резинки. Особенно эти покупки полезны для пополнения обменного фонда».

«Самые старые обертки в моей коллекции: чикагская ZENO от жевательной резинки, произведенной на границе прошлого и позапрошлого веков. На одной из них есть по крайней мере надпись FEB.7, 1890 (ZENO-YUCCA), на другой — JUNE 30, 1906 (ZENO-PEPSIN). Это самые «дешевые» из старых оберток, их очень много осталось у коллекционеров — наверное, большой тираж. Цена таких оберток на аукционе 10-20 долларов. Встречаются, однако, редкие обертки и более поздних выпусков, которые стоят гораздо дороже. Например, сейчас на аукцион выставлена очень старая и редкая обертка 1850 года: начальная цена 25 долларов, а уже сейчас — за 7 дней до конца аукциона — цена перевалила за 500. Как видно по датам, жевательная резинка — ровесница почтовой марки, так что филателистам не следует задирать нос, сравнивая наши темы коллекционирования. Выиграть что-нибудь интересное на аукционе очень трудно. Основная причина — разные «весовые категории»: для россиянина, например, 30 долларов — это сумма, на которую можно даже какое-то время прожить, а для американца это вообще ничего. Американцев, коллекционирующих обертки до 1940 года, очень много, поэтому стоит только проявить интерес к какому-нибудь лоту на аукционе, как он тут же перебивается другой ценой. Часто увеличивают цену в два или три раза — и все, я отстал. Так что для себя я решил аукцион оставить на будущее, хотя и отслеживаю интересные вещи, чтобы ориентироваться в ценах».

К жевательной резинке как к потребительскому продукту Валерий относится с прохладцей.

«Как ни странно, сам я жевать не люблю, но можно сказать, что разбираюсь и понимаю разницу. Очень не нравится жвачка арабских стран (Ирак, Иран, Сирия). Неудачная (по крайней мере, пока) резинка новых российских фабрик. Особенно запомнилась лет пятнадцать назад северокорейская — это жевать нельзя! Нравится жвачка Японии и Южной Кореи, очень большое разнообразие вкусов, некоторые не сравнимы ни с чем».


Читать комментарии
Всего комментариев: 5, непрочитанных: 5
Copyright  ©  2001—2004 «Тостер»