Главстраница / Духовка / NY: Судьба граффити
ТОСТЕР
КТО МЫ?Написать письмо

NY: Судьба граффити

Лара Трояновская

Получив от редакции задание написать о граффити в Нью-Йорке, ваш покорный слуга надел костюмчик попроще, вооружился фотоаппаратом и направился прямиком в Гарлем.

Как ни странно, в наши дни найти достойные примеры уличного искусства в городе, на протяжении пятнадцати лет считавшемся столицей граффити, не так-то просто. Благодаря усилиям легендарного бывшего мэра Руди Джулиани этот жанр сейчас находится на грани вымирания — вернее, он переехал с улиц и из метро на бумагу, холсты и, конечно, в интернет. Тем не менее, окончательно энтузиасты аэрозольного искусства (aerosol art) на ньюйоркщине пока не перевелись: гордые пра-правнуки Африки не обращают внимания на указания свыше и продолжают изливать свою креативность на стены своих и чужих жилищ. Интереснее всего, пожалуй, наблюдать это в южном Бронксе и, конечно, в Гарлеме.

Выйдя из метро на 125 улице ист (ну и как это по-русски? — ред.), я сразу оказалась в самом центре событий: понаблюдала за чернокожими подростками, которые воровали карандаши из маленького магазинчика, пряча их в носки, прошла мимо малюсеньких парикмахерских (специализация — африканские прически), сглотнула слюну, оставляя за собой африканский же ресторанчик, и лишний раз подивилась тому, как ловко могучие негритянки носят детей на спинах.

В Гарлеме грязно и неуютно, однако очень живописно: старые дома, красивые церкви. Не сразу бросается в глаза, что многие жилища заколочены, а пустыри используются под помойки. Именно эти пустые дома и выбирают уличные художники для своих экспериментов.

Изначально граффити ассоциировалось здесь исключительно с метро. Этим словом называли совершенно особое искусство рисования на металлическом экстерьере поездов — для того, чтобы надпись могло увидеть как можно больше людей. Сами жрецы искусства называли себя писателями (writers) и, в основном, занимались начертанием лозунгов и своих подписей. В середине семидесятых уличное искусство достигло своего расцвета, чему в немалой степени способствовали истощение городского бюджета и невозможность остановить вандализм. Сотни молодых людей «бомбили» метро своими надписями и картинками, борясь за звание короля ветки (king of the line).

Сейчас граффити в сабвее можно увидеть довольно редко, и на поездах почти никогда: если на них обнаруживают следы краски, то просто не выпускают из депо. Художники, однако, не унывают и считают существующее положение вещей временным, называя его «моментом чистых поездов» (the clean train moment). Перебиваются они тем, что используют свой талант в целях сугубо коммерческих: например, рисуют рекламные картинки на стенах перед магазинами и ресторанами, иногда даже с описанием меню и стоимостью стандартного обеда.

В 1995 году Джулиани в очередной раз ополчился на художников, провозгласив, что уличное искусство создает ощущение разрухи и хаоса: «Граффити может стать прологом к более серьезному преступлению». Мэр призвал общины Нью Йорка бороться с врагом всеми возможными средствами, включая его же собственное оружие — баллончики с краской. На стене, изображенной на этой фотографии, написано: «Помогите сохранить нашу общину в чистоте»:

И все же искусство ради искусства по-прежнему существует, и время от времени, гуляя по городу, можно неожиданно натолкнуться на подлинные шедевры, бескорыстно выставленные на всеобщее обозрение — как, например, вот эта работа из самого сердца Гарлема, посвященная наступлению 2000 года:


Читать комментарии
Всего комментариев: 16, непрочитанных: 16
Copyright  ©  2001—2004 «Тостер»