Главстраница / Дизайн / Случай тщеславия
ТОСТЕР
КТО МЫ?Написать письмо

Случай тщеславия

Н. К.

На прошлой неделе корреспондент «Тостера» по чистой случайности оказался в Мраморном дворце (Санкт-Петербург), где состоялось открытие выставки Vanity Case by Starck. Публике показали 72 творения Филиппа Старка (Philippe Starck) — человека, известного среди дизайнеров примерно так же, как Стаханов среди шахтеров или Маринеску среди подводников. Пару недель назад выставку можно было увидеть в Москве, да и с открытия в Петербурге уже прошло несколько дней; и все же «Тостер» со свойственной ему в последнее время оперативностью делится с вами своими впечатлениями.

Название выставки, которая впервые была представлена в Барселоне в 1997 году, официально переводится на русский как «Чемоданчики Филиппа Старка». Такой перевод вполне отражает, так сказать, репрезентативную сторону экспозиции, но не совсем точно передает сам смысл названия: ведь «vanity case» можно понять и как «случай тщеславия». Тщеславия, как и на любой модной выставке, было хоть отбавляй.

Телевизоры Telefunken (1993), Saba Jim Nature (1994) и радио Saba Radio Oye Oye (1994).

В трех затемненных залах, угощаясь Chivas Regal и обсуждая что-то вроде приезда в Петербург акциониста Александра Бренера, приглашенная публика толпилась вокруг столиков, на которых стояли одинаковые небольшие черные чемоданчики Samsonite. Пожалуй, это были даже не чемоданчики, а такие дамские сумочки (по-английски они, кстати, называются vanity), бывшие в моде в России в конце девяностых. Так или иначе, в каждой из них лежал какой-нибудь предмет (или модель предмета), созданный Старком за его более чем тридцатилетнюю карьеру.

Электрический мотоцикл Aprilia Moto 6.5 (1995).

Филипп Старк проектирует все что угодно: мопеды, зубные щетки, дома, игрушки, сантехнику, интерьеры, мебель, столовые приборы, телевизоры, бутылки, даже факелы для Олимпийских игр. Открываете New Yorker — ба, Старк оформил новый ресторан на Манхеттене. На все это и можно посмотреть на выставке. Некоторые из предметов растиражированы миллионами экземпляров — возможно, вы их видели и раньше, даже не догадываясь, что дизайн для них придумал какой-то француз. Его главная идея, в общем, несложна: не забывая, гм, о юзабилити, придавать предметам новую, необычную и поэтому привлекательную форму.

На выставке каждый объект снабжен авторским комментарием, прикрепленным изнутри к крышке чемоданчика. По стилю они часто напоминают пресс-релизы одной известной дизайн-студии — что-то вроде «тогда мы просто взяли и сделали отличный продукт». Тут и там проскальзывает интеллектуальная левая риторика, естественная для француза, которому в 1968 году исполнилось девятнадцать.

Пульты для телевизоров Thomson, Telefunken, Saba. «Томсоновские» были отозваны из магазинов из-за сходства с вибраторами.

Комментарии поясняют, откуда взялась та или иная идея, как Старк ее воплощал, и что хорошего получилось в результате. Неприятно было великому дизайнеру получать нож для сыра измазанным в пармезане — пожалуйста, получите клинок, который не падает на бок благодаря ручке с двумя рогульками. Рядом со щеточкой для унитаза Старк рассказывает о своей давней мечте разработать этот важный предмет обихода и о том, как ему пришло в голову за сходство формы с мечом назвать его «Экскалибур» (в щетке это, пожалуй, самое необычное). Текст для пультов дистанционного управления рассказывает о связанном с ними скандале: общественность сочла придуманные Старком для компании Thomson устройства слишком похожими на вибраторы. А обычной настольной лампе Старк поет оду: к традиционной форме десятилетиями выпускавшегося светильника он не смог ничего добавить оригинального. Так и оставил, неодизайненной.

Выставка открыта до 30 июня.


Читать комментарии
Всего комментариев: 5, непрочитанных: 5
Copyright  ©  2001—2004 «Тостер»