ТОСТЕР
КТО МЫ?Написать письмо

Наше радио

Для начала позвольте нам сделать маленькое программное заявление.

Подавляющее большинство российских радиостанций слушать невозможно.

Речь, конечно, идет не о радио, где в основном говорят, а о радио музыкальном, которое можно ставить фоном и не вникать в тонкости ближневосточной политики. Нет, разумеется, если вас не смущает реклама евроокон, диджей, которое ставят в слове «включить» ударение на ю, и Земфира, которая, гм, ну, в общем, нехорошо поступает с нашими мозгами — тогда пожалуйста, хотя какое преимущество имеет такое радио имеет над обычным компакт-диском, полная загадка. Если же вы просто хотите, чтобы в квартире играл какой-нибудь случайный джаз, или блюграс, или хип-хоп — добиться вы этого никаким образом не сможете. В Петербурге, правда, есть «Эрмитаж» (90,1 FM), но постоянно слушать одну и ту же станцию тоже трудновато, правда?

Западное радио устроено в этом отношении получше — там, например, есть много тематических каналов, которые специализируются практически на всех существующих стилях музыки. Это, однако, спасает лишь частично: реклама все равно вас достанет. Кроме того, лишь немногие из этих станций не играют мейнстрим: для того, чтобы охват аудитории был широким, музыка должна быть популярной.

Именно поэтому, когда это возможно, следует слушать интернет-радио. Перед настоящими станциями у него есть три преимущества: отсутствие рекламы, ненужность приемника и высокая вероятность наткнуться на что-нибудь по-настоящему интересное. Минусов всего два: во-первых, нужен интернет, и желательно быстрый; во-вторых, как можно более дешевый, а лучше бесплатный западный трафик. Кроме того, есть спорный вопрос о качестве звука: на модеме или на слабой ADSL можно спокойно слушать только монофонический аудиопоток шириной в 24 Kbps/22 КГц. Это звучит чуть хуже, чем длинноволновое радио. Кто-то будет плеваться, но нам, например, такой тембр нравится даже больше, чем свист FM.

Актуальных форматов существует несколько, но самое правильное радио — то, которое транслируется с помощью SHOUTcast DNAS (Distributed Network Audio Server). SHOUTcast — система, придуманная несколько лет назад Nullsoft, той же конторой, что делает проигрыватель Winamp, который по совместительству работает и радиостаницей, и приемником. Список станций SHOUTcast огромен: на сегодняшний день их существует более двух с половиной тысяч. Вот несколько наших любимых: Scratch (слушать), Black Arc (слушать), Freedom Sounds (слушать). Все они, предупреждаем, играют ска, рокстеди и даб с Ямайки.

Собственно, к чему мы это все? А, да! Сейчас за жизнь интернет-радио сложно дать и десять рублей: Ассоциация американских звукозаписывающих компаний (RIAA), стараниями которой недавно практически прикрыли Audiogalaxy, одну из последних достойных P2P систем для обмена музыкой, посчитала, что интернет-радио отнимает у нее доходы, и потребовала отчислений с каждой песни. Джон Симсон (John Simson), исполнительный директор компании SoundExchange (члена RIAA), сформулировал это так: «Если кто-то найдет отличное радио с чикагским блюзом, то зачем ему идти покупать такой компакт-диск?». Совершенно непонятно, что г-н Симсон думает в таком случае о «нормальном радио» — наверное, тоже хочет закрыть, да руки коротки. Спасибо, хоть о пиратстве нет разговора. Стандартными средствами сохранять поток SHOUTcast на диске нельзя: это такое маленькое препятствие на пути нарушителей авторских прав.

Разумеется, общественность возражает, но толку, как всегда, никакого. Расценки на вещание уже установлены, и многие владельцы небольших станций — и коммерческих, и некоммерческих — заявили, что близки к разорению. То есть, в переводе с делового на человеческий, разорены.

А на днях неожиданная реакция на поползновения RIAA последовала со стороны английского программиста Йена МакЛеода (Iain McLeod). Решив, что настало время всем свободолюбивым гражданам сомкнуть ряды и выступить против радиодавов, он написал программу Streamer, которая позволяет организовать вещание практически всем желающим. Сопроводиловка к «Стримеру» выглядит довольно агрессивно — даже подзаголовок программы звучит как «пиратское радио для цифрового века», — поэтому шансов на успех у нее не очень много. Идея же заключается в том, чтобы создать в интернете распределенную радиосеть, в которой каждый слушатель будет одновременно и принимающим, и ретрансляционным узлом. В такой системе владельцу радиостанции не нужен будет широкий канал: непосредственно к его компьютеру подключится всего несколько человек, а все остальные будут слушать звук «по цепочке». Дополнительный плюс такой структуры заключается в том, что отследить источник сигнала в ней очень сложно: протокол, по которому работает Streamer, специально заточен под анонимность.

Мы, конечно, сразу этот Streamer скачали и запустили. Программа эта страшно сырая: на экране появляется окно DOS, в котором непрерывным потоком несется снизу вверх техническая информация. Все управление — через браузер: щелкаете на Stations, получаете список станций, нажимете на ту, которая больше нравится, ждете минуты две, пока в главном окошке промчится еще страниц сто текста, и начинаете слушать. У нас станций появилось двадцать. Половина работать отказалась, четверть согласилась, но с жуткими скачками (сигнал все время куда-то проваливался), а вот все остальные вещали прекрасно, хотя качество звука особого восторга не вызывало. Зато первое же радио — Petes Punk and Ska — порадовало нас песней Ramones Blietzkrieg Bop. Это плюс, это безусловный плюс. Все это, поясним для протокола, испытывалось на канале шириной 64 Кбит.

Вот так обстоят дела на сегодняшний день. Посмотрим, что будет дальше. Если хуже — придется и нам открыть собственное радио. Чтобы заполнить информационный вакуум.


Читать комментарии
Всего комментариев: 7, непрочитанных: 7
Copyright  ©  2001—2004 «Тостер»