ТОСТЕР
КТО МЫ?Написать письмо

Биоарт-2002

Всем хороша жизнь в Петербурге, вот только выставки здесь либо не очень интересные, либо чересчур академичные. Например, в воскресенье в Русском музее закрылась Гончарова — очень хорошая, н совершенно не для «Тостера». А сейчас в каких-то неожиданных местах проходит выставка «Современное искусство в традиционном музее» — отчасти для «Тостера», но уж очень скучная (впрочем, еще посмотрим). То ли дело — в Сан-Франциско. Там до конца июля можно наблюдать New Langton Arts Bay Area Awards, на которой присутствуют художники, чьи произведения сложно отнести даже к современному искусству: на художественной плоскости они находятся где-то между психологией, биологией и дизайном.

Одно из этих ребят зовут Джон Слепиан (John Slepian). Его последняя работа Pet («зверушка») должна, по словам создателя, помочь ему осознать грань между живым и неживым. Судя по всему, выглядит она совершенно офигительно. Зверушка представляет собой похожее на ежа с пролысинами — странное существо, которое живет в компьютере и не вылезает наружу, поскольку целиком смоделировано в трехмерном конструкторе.

Джон Слепиан. Pet.

Отчасти зверушка напоминает своей концепцией тамагочи или какое-нибудь порождение программы Creatures, однако если у тамагочи обычно присутствует богатая внутренняя жизнь, и крайне схематичная внешняя, то это животное, наоборот, воспитывать не надо: его можно только ласкать и обижать. Тамагочи — довольно примитивная игрушка с разветвленным алгоритмом; зверь Слепиана гораздо больше похож на что-то по-настоящему живое. Поскольку экран — не простой, а сенсорный, в него можно резко тыкать пальцем, а можно спокойно проводить по его поверхности ладонью. Реакции ежа, соответственно, меняется от довольного мяуканья (мы, впрочем, сами не слышали) до злобного похрюкивания.

Как утверждают утонченные очевидцы, Pet умудряется одновременно выглядеть привлекательным и отталкивающим. Этого не скажешь о более ранних работах Слепиана, которые почти без исключения выглядят просто отталкивающе. Композиция 2001 года Incommunicate была собрана из двух стоящих лицом друг к другу телевизоров. На экранах этих телевизоров высвечивались существа еще более поражающие воображение, чем Зверушка. Больше всего они походили на заполненные теннисными шарами мешки из куриной кожи с единственным подозрительным отверстием, которое служило им для отрывистого общения. Звуки при этом раздавались родственные тем, что мы описывали в статье про мануализм, что, конечно, приводило почтенную публику в полнейшее смущение. Право, если бы наш журнал не был таким вызывающе культурным, мы бы, недолго думая, назвали эти существа головожопами.

Джон Слепиан. Incommunicate.

Еще у Слепиана есть веб-проект, который называется Growth («Рост»). Это тоже песня. Где-то в мрачных глубинах личного сайта художника на прямоугольном куске искусственной кожи растут спроектированные в LightWave волосы. Посетители регулярно могут заглядывать на соответствующую страницу и смотреть, насколько они уже проросли. Скорость роста — такая же, как в жизни, поэтому бреется виртуальное тело раз в шесть недель. Кожа медленно пульсирует и завораживает; девушкам можно рассказывать, что она не электронная, а настоящая.

Другой прогрессивный биохудожник, представленный на выставке — девушка по имени Лора Сплан. Лора работает приблизительно в том же направлении, что и Слепиан, но, пожалуй, еще более абстрактно. Вдохновляют ее прежде всего взаимоотношения человека и медицинских технологий, что, впрочем, нас не очень-то удивляет: в конце концов, в Калифорнии все чокнутые, и не только девицы. Щипцы, ампулы, скарификаторы — вот среда, в которой Лора чувствует себя как дома. Это, впрочем, что — ее вклад в выставку гораздо мрачнее.

Лора Сплан. Touch.

Картина Сплан — если только ее можно называть картиной — называется Touch. На ней изображена поверхность кожи со всеми ее порами и прожилками — только что, в отличие от слепиановской Growth, волосы не растут. Материал — все тот же сенсорный экран с проводом к «Макинтошу», только на этот раз заключенный в рамку. Если ткнуть в него пальцем, в случайном месте кожи появляется болезненное покраснение. Ткнуть еще раз — еще одно покраснение. Если истыкать кожу вдоль и поперек (а этим и занимаются целыми днями напролет посетители выставки), можно увидеть вскакивающие на ней прыщики, родинки и прочие трогательные элементы, аккуратно нарисованные в Photoshop талантливой художницей.

Согласитесь, что все это крайне оригинально и очень интересно.

Может, и хорошо, что мы не в Сан-Франциско.


Читать комментарии
Всего комментариев: 4, непрочитанных: 4
Copyright  ©  2001—2004 «Тостер»