Главстраница / Дизайн / Коллективная фонтография
ТОСТЕР
КТО МЫ?Написать письмо

Коллективная фонтография

Соавторство — штука не всегда заманчивая, однако когда количество авторов начинает зашкаливать за трехзначную цифру, это становится как минимум любопытно. Хороший пример — новый проект сайта Typophile Smaller Picture, количество участников которого вообще ничем не ограничено. Эти люди, к которым можете присоединиться и вы, всем скопом рисуют по точке новый шрифт, который, по-видимому, станет воплощением представления мирового разума об эталонном начертании латинского алфавита.

По непонятным причинам — наверное, так было проще — шрифт ребята решили рисовать растровый, что, конечно, в эпоху развитого векторизма абсолютная нелепость. Впрочем, поскольку это все-таки эксперимент, формат не столько важен. Главное — красиво доказать саму возможность трансформации коллективного бессознательного в коллективное сознательное.

Посетителю сайта показывают матрицу размером 20 на 20 точек, которая должна изображать выбранную случайным образом цифру или букву в вернем или нижнем регистре. Исходная матрица представляет собой шум, мешанину из четырехсот черных и белых пикселей. Одна из точек на этом поле окрашивается в оранжевый цвет, и участник эксперимента должен решить, следует сделать ее белой, или все-таки черной. Следующему посетителю покажут уже измененную матрицу. Понимаете, да? Если по символу пройдется несколько тысяч человек, он неизбежно примет форму нужной буквы.

Буква «Q» после 178 модификаций.

Вдохновение автор и программист проекта Кеван Дейвис (Kevan Davis) почерпнул из книги Кевина Келли (Kevin Kelly) Out of Control. В одной из глав этой довольно любопытной книги (которая, кстати, целиком лежит в интернете) описываются эксперименты пионера компьютерной графики, одного из основателей компании Pixar и вообще со всех сторон легендарного деятеля Лорена Карпентера (Loren Carpenter). В девяностых годах Карпентер исследовал интеллектуальные возможности толпы и наглядно доказал, что возможности эти не так малы, как кажется на первый взгляд.

Посадив в большой концертный зал несколько тысяч человек, Карпентер раздавал им нечто вроде жезлов, которыми полногрудые дамы из метро подают тайные знаки машинистам поездов. С одной стороны на жезлы были прилеплены зеленые кругляши, с другой — красные. Подвешенная сверху видеокамера передавала изображение зала в компьютер, который в реальном времени подсчитывал количество зеленых и красных «голосов». Эти цифры использовались в тестовых программах Карпентера. Он, скажем, предлагал правой половине зала поиграть с левой в Pong, поле которого проецировалось на киноэкран. Зеленый цвет означал «ракетку вверх», красный — «ракетку вниз». Куда большинство решало двигать ракетку, туда она и направлялась. По свидетельству очевидцев, толпа играла прекрасно.

В другом эксперименте Карпентера та же обширная аудитория должна была управлять самолетом. Одна группа участников голосовала за то, куда поворачивать руль, другая — в каком положении удерживать закрылки. Галдящее сборище посадило лайнер не менее элегантно, чем это сделал бы искусственный интеллект, работающий на нечеткой логике — собственно, модель была использована похожая.

Буква «T» после 189 модификаций.

В общем, все это дает основания полагать, что из дейвисовского эксперимента действительно может получиться что-нибудь путное. На момент написания этого текста среднее количество итераций, приходящихся на каждую букву, составляло около 170 щелчков, что, конечно, крайне мало — точек-то 400. Тем не менее, Т уже начинает понемногу проясняться — проступают обе перекладины. Мы, конечно, не удержались от соблазна проверить, в состоянии ли мы нарисовать какую-нибудь букву самостоятельно. Оказалось, нет: то ли система фиксирует IP, то ли оставляет куки, но больше трех точек на символ нам поставить не дали. Не вышло из нас коллективного сознательного.


Читать комментарии
Всего комментариев: 9, непрочитанных: 9
Copyright  ©  2001—2004 «Тостер»