Главстраница / Дизайн / История: чучельные сценки
ТОСТЕР
КТО МЫ?Написать письмо

История: чучельные сценки

А. Д.

Вдумчивый читатель давно понял, что наш журнал вовсе не старается держать вас в курсе всех новостей современного быстротечного мира: сегодняшние новости уже завтра могут кануть в Лету, не превратившись при этом даже в пшик. Кто читает прошлогодние газеты? — а прошлогодний «Тостер» актуальности почти не потерял. Тем не менее, тематику двухсолетней давности мы затрагиваем редко. Однако сегодня, пользуясь предновогодним затишьем, когда люди науки и искусства временно приостановили работу и выбирают себе елки и петарды, — затронем.

Если в двадцатом веке в Германии вошли в моду чучела из людей, то в Англии девятнадцатого столетия были популярны антропоморфные чучельные инсталляции вроде боксирующих белок, справляющих свадьбу котов или крыс, играющих в карты. Законодателем этого милого жанра считается тезка популярного очкарика Уолтер Поттер (Walter Potter), на потеху викторианцам поставивший на две ноги окло шести тысяч зверей.

Таксидермист проснулся в тинэйджере Поттере после смерти его домашней канарейки. Оплакав потерю, юный Поттер хладнокровно выпотрошил трупик и набил его соломой. Так появился первый экспонат Музея Диковинок (Museum of Curiosity) — коллекции чучельных сценок, за осмотр которой Поттер скоро начал брать деньги. Первые работы Поттера используют исключительно птичий материал — видимо, начинающий чучельщик набивал руку на более удобных для потрошения пернатых. Но в дальнейшем из мастерской Поттера вышли «Атлетические жабы» (8 штук), качающиеся на качелях в парке, и «Крикетный матч морских свинок» (34 штуки) под аккомпанемент свиного духового оркестра.

Визитная карточка Поттера — замечательная «Вечеринка 37 котят». Несколько животных играют в крокет, а остальные пьют чай на фоне живописного ландшафта. Обратите внимание на педантичную деталировку: очевидцы утверждают, что в чашках плавают чаинки, а на тарелках сервирован мышиный рулет. Не меньше впечатляют мизансцены в «Крольчачей сельской школе»: 48 кроликов списывают друг с друга, плачут, поставив кляксу в тетради и прячут испорченные прописи от учителя.

Не нужно, однако, подозревать искусного таксидермиста в невероятном живодерстве. Как правило, животные доставались Поттеру от местных фермеров, которые жестко контролировали популяцию диких кошек и кроликов в своих хозяйствах. Вы спросите: «А атлетические жабы-то откуда?» Не знаем. Зато знаем макабрическую историю композиции «Обезьяна верхом на козле». Козел жил в местном парке и был усыплен в наказание за буйный нрав, а обезьяна умерла от шока, когда на нее вылили ушат холодный воды в фруктовой лавке, на которую она совершала набег.

После смерти Поттера его Музей Диковинок кочевал из рук в руки, а в конце прошлого века осел в Ямайской гостинице (Jamaica Inn) в Корнуэлле. Нынешний ее хозяин недавно решил увеличить число собственно гостиничных помещений и по этому случаю распродает чучельное собрание Поттера. Все зверье чохом он планирует обменять на 3 миллиона зеленых бумажек.

Будем надеяться, что новый владелец не запрет Музей в чулан, и у нас с вами еще останется шанс на него полюбоваться.


Читать комментарии
Всего комментариев: 9, непрочитанных: 9
Copyright  ©  2001—2004 «Тостер»