Главстраница
/
Дизайн
/
Травяной холст | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Травяной холстД. К.Если в детстве вы интересовались наукой и техникой — а вы, скорее всего, ими интересовались, раз сейчас читаете наш журнал, — то наряду с «Веселыми картинками» и «Мурзилкой» должны были выписывать журнал «Юный техник» или даже «Науку и жизнь» (ну а перед теми, кто читал «Знание — сила», мы, пользуясь оттепелью, готовы снять шляпу). А в таком случае вам должно быть известно, что если прикрепить скрепкой маленькие картонные кружочки с двух сторон зеленого листка на дереве, то через некоторое время под кружочками лист потеряет свой зеленый окрас. Примерно такой эксперимент упоминался в каждой статье про фотосинтез из этих журналов. Редакция, не лишенная экспериментаторской жилки, как-то раз ставила этот опыт — но он по какой-то причине не удался. Зеленый цвет упорно не желал пропадать, зато через несколько дней пропал весь лист вместе со всем оборудованием: скрепкой и двумя картонными кружочками. На повторный эксперимент пороху, помнится, уже не хватило. Зато у четы британских художников — Хитер Акройд и Дана Харвея (Heather Ackroyd, Dan Harvey) — пороху хватает на гораздо более серьезные изыскания. Ноу-хау этих ребят заключается в том, чтобы выращивать травяные ковры, регулируя их освещенность, и получать таким образом любопытные изображения. Как сказали бы компьютерщики, им доступно всего лишь 8 бит цветности, только аналогом черно-белой гаммы в этом случае является желто-зеленая. Акройд и Харвей освещают траву в течение недели-другой лампами разной мощности — остальное за них делает природа и тот самый фотосинтез.
«Во 2-й половине 19 в. К. А. Тимирязев показал, что энергия солнечного света вводится в цепь фотосинтетических превращений через зеленый пигмент растений — хлорофилл: спектр действия Ф. соответствует спектру поглощения света хлорофиллом, и интенсивность Ф. увеличивается с увеличением интенсивности света», — сообщает БСЭ в статье про фотосинтез. Акройд и Харвей наглядно демонстрируют этот тезис. До них в арсеналах художников были доски, холст и бумага — теперь есть еще и трава.
Художники упражняются с травой с начала девяностых. Они быстро обнаружили, что их работы довольно быстро размываются, поскольку мертвая трава начинает выцветать и терять весь накопленный хлорофилл. Однажды они прочитали статью в New Scientist про некий уэлльский институт исследования трав IGER, где ученые вывели генетически модифицированную траву, которая даже будучи высушена сохраняет свой цвет. За сотрудничество с исследователями в IGER'е и использование полученных там результатов в своих работах Акройд и Харвей в 2000 году получили премию NESTA в размере 100 900 фунтов.
Впрочем, трава выцветает все равно — даже трансгенная. Художники, однако, не считают это проблемой, а, наборот, используют для своих инсталляций. Они любят открыть выставку какого-нибудь травяного полотна на всю стену, изображение на котором в течение нескольких дней будет проявляться, затем некоторое время оставаться в неизменном виде, а потом — еще за несколько дней постепенно растворяться в среднем желто-зеленом цвете. И это, как вы понимаете, крайне символично.
|
Copyright © 2001—2004 «Тостер» |