Главстраница / Софт / Виртуальная отгадывалка
ТОСТЕР
КТО МЫ?Написать письмо

Виртуальная отгадывалка

Д. К.

Нельзя не признать: за последние лет тридцать словосочетание «искусственный интеллект» безнадежно навязло в зубах. Ученые пытаются его сконструировать, философы пытаются понять, что это вообще такое, фантасты пишут о нем горы книг, а режиссеры снимают километры пленки — но получается все это у них одинаково плохо. В результате, обыватель предпочел бы больше не слышать об искусственном интеллекте ничего и никогда. Но при этом, как ни странно, мало кто хотя бы более или менее представляет себе возможности современных разработок в этой области. И часто бывает, что конкректная программа с элементами (что бы это ни значило) искусственного интеллекта способна повергнуть пользователя в восхищенное удивление.

Иногда, впрочем, встречаются и программы, которые повергают в удивление даже таких тертых калачей, как те, из которых состоит редакция «Тостера». Последний пример: игра 20 Questions. Эта программа Робина Бергенера (Robin Burgener) предлагает вам загадать любой предмет (скажем, «гайку» или «амебу») и берется отгадать его, задав вам всего лишь 20 вопросов типа «да/нет». Как это ни удивительно, примерно в половине случаев компьютерный мозг успешно справляется с задачей, оставляя игрока в полном недоумении и с подозрениями насчет нечистой силы. Еще вчера мы бы сказали вам, что это невозможно — хотя, казалось бы, и имеем некоторое представление о нечеткой логике и нейронных сетях.

Диалог с 20Q обычно проходит так. Сначала вас просят сказать, загадано ли животоное, растение, минерал или нечто другое. После этого следует череда вопросов, на которые можно отвечать «да», «нет», «не знаю», «скорее всего», «сомнительно», «вряд ли». Вопросы порой неожиданны и кажутся случайными. Вы даете 20 ответов — и компьютер внезапно огорошивает вас правильной отгадкой. Разумеется, не всегда: система срабатывает где-то в 30-40 процентах случаев, но если загадывать не слишком хитрый предмет, то шансы компьютера резко возрастают. Мы четырежды загадали слово «тостер» — 20Q отгадала его дважды. Если программа не укладывается в 20 вопросов, она продолжает спрашивать дальше и, когда все-таки находит правильный ответ, выдвигает вам претензии: вы, мол, вводили ее в заблуждение. В случае с «тостером», например, 20Q отругала нас за то, что мы ответили «да» на вопросы: «Может ли он рассмешить?» и «Доставляет ли он удовольствие?»

На вопросы, кстати, не всегда так легко отвечать. Попробуйте загадать что-нибудь отвлеченное, например Бога, и отвечайте потом на вопросы о том, тяжелее ли он утки и может ли он намокнуть. Надо отдать должное 20Q — на 20-м ходу она предположила, что речь идет о гало, на 29-м — что о мире, на 30-м — что о мысли. После этого сдалась, так и не узнав, что была, в общем, недалека от истины.

Самое удивительное то, что алгоритм этого кажущегося чуда прост, как дважды два. Программа хранит огромную таблицу, в строках которой стоят предметы, а в столбцах — вопросы. Значения в таблице, конечно, не булевы, а нечеткие, и изменяются с каждой новой игрой. Каждый раз 20Q стремится выбрать такой вопрос, чтобы ответы «да» и «нет» на него разделяли все подходящие до сих пор предметы ровно пополам. Колоссальный успех такого простого алгоритма кроется в том, что он работает с 1988 года и сыграл уже более миллиона игр. Сыграет еще миллион — станет почти непобедимым: легко подчитать, что 20 вопросов теоретически позволяют различать около миллиона понятий — намного больше того количества, которое люди реально загадывают.

Попробуйте поиграть в «20 вопросов» с приятелем по ICQ. Мы что-то сомневаемся, что ваш естественный интеллект справится с этим лучше этого искусcтвенного.


Читать комментарии
Всего комментариев: 29, непрочитанных: 29
Copyright  ©  2001—2004 «Тостер»