Вчера мы уже писали про одно из следствий 11 сентября — быстро распространяющуюся моду на биометрические системы безопасности. Вот другое следствие: несколько свежих предложений о способах предотвращения намеренных авиакатастроф. Большую статью читайте в «Салоне», мы же, как всегда, ограничимся резюме.
Идея эта, конечно, чересчур радикальна и серьезной критики не выдерживает. Управлять самолетом удаленно вполне возможно — так делают, например, с летающими роботами класса Predator, которые использовались недавно для аэрофотосъемки гор Афганистана. С точки зрения безопасности, однако, это все равно, что менять шило на мыло, потому что террористы могут подкрасться с земли, и что будет тогда? Кроме того, любые системы, основанные на радиосвязи, могут быть взломаны — всегда могут найтись хакеры, которые попробуют взять управление самолетом на себя.
У системы Ли, разумеется, тоже есть свои минусы. Что, например, делать, если у самолета горит двигатель, и пилот хочет посадить его на шоссе с небольшим транспортным потоком? По идее, шоссе как раз должно входить в «нелетную» зону, и система не должна допускать пилоту использовать его в качестве взлетной полосы. Мало того: выполняя принудительный поворот, автопилот может самостоятельно подать горючее в неисправный двигатель, чего ни один трезвый авиатор никогда бы не сделал. Подобные случаи можно предусмотреть, но пилоты терпеть не могут, когда кто-то пытается перехватить у них управление, и поэтому волнуются уже сегодня. А что будет, если GPS выведут из строя? В общем, профессору Ли еще разбираться и разбираться. Уже около двух месяцев он этим и занимается — совместно, кстати, с компанией Boeing. Если хотите, почитайте меморандум. | ||||||||||||||||