В четверг, 17 января в столице Уэльса Кардиффе была
запущена экспериментальная ветка «сверхлегкого городского транспорта»
ULTra — системы автоматических такси, передвигающихся по городу по специальным
виадукам. Если результаты тестов будут признаны удовлетворительными, сети ULTra
построят сначала в Кардиффе, а потом и в других городах Великобритании.
ULTra была разработана Группой по новым
видам транспорта (Advanced Transport Group) в Бристольском
университете. Некоторые положения, которые легли в основу концепции, можно
найти в развернутом докладе
профессора Мартина Лоусона 1999 года о перспективах развития городского транспорта
в ближайшие десятилетия. В частности, Лоусон (работавший до этого над космическими
проектами) приводит следующую статистику: средняя скорость движения автомобилей
в часы пик составляет в Лондоне около 5 км/ч (по нашим ощущениям, в Москве сегодня
дело обстоит еще хуже); на английский транспорт тратится 25% всей производимой
в стране энергии; в дорожно-транспортных происшествиях со времен изобретения
автомобиля по всему миру погибло около 25 миллионов человек; при этом 30% населения
Великобритании не имеет «прямого доступа» к машине — то есть, не
может просто сесть и поехать. Все эти цифры были верны на 1996 год, и с каждым
годом ситуация ухудшается. Единственный путь к решению проблемы — это изобретение
общественного транспорта, который, во-первых, обеспечивал бы движение пассажиров
между городами и пригородами (например, в США в suburbs проживает основная
масса населения), во-вторых, не заставлял бы никого ждать и в-третьих, был бы
одновременно быстрым и доступным. ULTra — это и есть такой транспорт.
Маленькие вагончики ULTra передвигаются по виадукам на резиновых колесах (примерно
как метро в Париже). Сесть в такой вагончик можно на специальной станции, оснащенной
считывающим устройством для смарт-карт (одна поездка обойдется примерно в 1
фунт) и видеокамерой против вандалов — то есть, по духу система близка аттракциону «Пещера страха». Путь до нужной станции машина рассчитывает самостоятельно.
По Лоусону, оптимальное расстояние между остановками — 500 метров, а идеальная
структура транспортной сети выглядит так:
Пропускная способность ULTra такая же, как у большого шоссе (highway в США,
motorway в Великобритании) — 1800 автомобилей в час. При этом содержание такой
дороги обходится в 10 раз дешевле, и она занимает в четыре раза меньше места
(ширина колеи — 2 метра). Средняя скорость экипажа составляет около 40 км/ч,
время ожидания — приблизительно 6 минут. ULTra расходует на один пассажирокилометр
на 75% меньше энергии, чем автомобиль, на 80% — чем железная дорога и на 50%
— чем автобус. Никаких выхлопных газов. Чрезвычайно низкая вероятность несчастных
случаев.
Лоусон считает, что полностью заменить личный транспорт его система не может,
однако рагрузить дороги в часы пик — вполне. Что особенно важно, проводить
дорогу для автоматических такси гораздо проще, чем для такси обычных: ведь сделать в здании сквозную
дыру два на три метра для муниципалитета не проблема. Вообще, если вы страдаете от скуки на
работе, почитайте доклад Лоусона: хорошо написано, и тема интересная. Окажетесь
в Кардиффе — сфотографируйтесь в вагончике и пришлите нам карточку.