Каждый год в середине июня редакция нашего маленького журнала повязывает на шею гипотетическую бабочку,
кладет в карман жевательную резинку и отправляется пить коньяк в Дом Кино, где
проходит фестиваль документальных, короткометражных и анимационных фильмов «Послание
к человеку». На этот раз коньяк почему-то не наливали, а наливали
только какую-то подозрительную «Метаксу». Ну, что делать. Зато кино
посмотрели.
Открытие состоялось в субботу и лишний раз напомнило, что официальная часть
никогда не была сильной стороной этого события. На этот раз стартовым пистолетом
послужило выступление директора Михаила Литвякова, который начал свою речь с
восклицания «Она материальна!» (имелась в виду мысль), после чего
добрых десять минут объяснял, как американцы сами накликали себе 11 сентября
с помощью Голливуда. В зале уже начали недоуменно переглядываться, но тут директор
поблагодарил присутствующих за то, что они не уехали на дачу («country
houses» — аккуратно перевела дама с большим бюстом), и фестиваль
открылся.
Хотя сами устроители считают, что программа в этом году «так себе»,
они лукавят. По нашим ощущениям, процент интересных игровых лент в этом году
все-таки выше, чем в прошлом. За первые несколько дней нам понравилось
как минимум пять штук: «Пассажиры» американца Уокера —
про то, как люди в вагоне метро общаются с помощью случайно залетевшего внутрь
перышка, «На рассвете» англичанина Джонса — о том, что
бабы дуры, «Мужское дело» поляка Фабика — про жестокую
польскую жизнь, «Сквош» француза Байу с двумя раздражительными галлами,
и, конечно, «Музыка для одной квартиры и шести барабанщиков» шведов
Симонсон и Ниссона, в которой компания фриков играет импровизированный концерт
на подручном хламе — домашних тапочках, зубных щетках, кухонных стаканах
и собачьих мисочках. Забавно, что многие мотивы в этом году повторяются: фестиваль,
вроде, только начался, а пристукнуть кого-нибудь топором успели уже три раза,
попытаться убить собачку — три раза, показать детей —
три раза, скинхедов — четыре раза и спорт — тоже три раза.
Вслед за Сьюзен Зонтаг предположим, что к началу двадцать первого века все,
о чем можно было снять кино, уже сняли.
Как обстоит дело с документальным синематографом (поскольку директор —
документалист и даже один раз зафиксировал Астафьева, этому жанру посвящена отдельная
программа), нам пока не известно — не до того было. Вот мультипликация
в этом году как-то хромает — пока что показывали одну сплошную тягомотину,
хотя в одном из фильмов — «Клоуне» Ирины Евтеевой —
снялся аж сам Полунин. Все равно все это выглядит как-то вяло и бессильно: мы
обсудили этот вопрос с сидевшим на соседнем кресле пятилетним мальчиком Тёмой,
и тот сказал, что даже ему скучно — а уж он в мультиках точно понимает.
Зато Тёма аплодировал, когда девица на экране зарубила исламского фундаменталиста.
Может, и прав был господин Литвяков.
Кстати, в холле Дома Кино сейчас день и ночь кипит светская жизнь. «Ну,
тебе что понравилось?» — спрашивает мальчик в черных роговых
очках девочку, от которой за версту пахнет Dolce&Gabbana Light Blue . «Не
знаю», — в нос отвечает девочка. — «Иранец,
наверное». «А по-моему, иранец — полное говно», —
кипятится мальчик. «Вот про космонавта — это да». Начинается
ссора. Вокруг шумят кинематографисты и студенты Театрального института. Слышна
беглая итальянская речь. Можно увидеть живых X, Y и Z. Пойдете на них смотреть,
учтите, что профессионалы, в основном, выпивают в блинной под кинотеатром «Родина».
Фестиваль продлится до конца этой недели. Спешим обрадовать вас, что официальный
сайт ужасен (с 2000
года ничего не изменилось), и расписания там нет. Все равно, постарайтесь не упустить
новый фильм Мики Каурисмяки и программу авангардных короткометражек Lardoux —
говорят, завораживает.