![]() | ![]() | Главстраница
/
Духовка
/
Музыка на века | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Музыка на векаД. К.Сколько, по-вашему, может длиться музыкальная композиция? 10 минут? Час? Сутки? Нет, вы, определенно, недооцениваете современных композиторов: они любят размах. Правильный ответ — тысячелетие. Именно столько времени занимает музыкальное произведение Longplayer Джема Файнера. Впрочем, это, конечно, не просто музыкальное произведение, а целый проект. Джем Файнер (Jem Finer) родился в Англии в 1955 году и изучал в колледже вычислительную технику. В программисты, однако, не пошел, а пристрастился к музыке и организовал в начале восьмидесятых группу The Pogues, в которой играл на гитаре и банджо до 1996 года. Pogues — это, если вы не знаете, такие разудалые ирландские панки и весельчаки: название группы переводится с валлийского языка как «поцелуй меня в задницу». Во время выступления ребята выпивали пару литров виски и вообще вели себя так, как должны были себя вести настоящие панки восьмидесятых годов. Впоследствии Файнер несколько остепенился, ушел из Pogues и решил создать что-нибудь на века; на 10 веков, если быть точным. Longplayer, о котором идет речь, — музыкальная композиция, которая без остановок и повторений будет играть с 1 января 2000 года по 31 декабря 2999. Парень, возможно, думает, что своей музыкой целиком заполнил третье тысячелетие, но мы-то с вами знаем, что он на год ошибся.
Longplayer — это очередное проявление популярного нынче направления Generative Art, то есть искусства, которое генерируется компьютером по некоторым заданным правилам. Так можно рисовать картины, делать дизайн («Тостер» вот совсем недавно рассказывал о программе N-Gen), писать музыку и сочинять стихи — стихи получаются совсем никуда не годные, а вот картины на любителя. О Generative Art в кинематографе мы не слышали, но это, надо полагать, дело времени: американские комедии, не говоря уж о мексиканских сериалах, должны неплохо алгоритмизоваться. Файнер — далеко не единственный композитор, работающий в этом направлении, но его Longplayer — один из самых амбициозных проектов. Он создан с помощью бесплатной программы SuperCollider, которая работает только на Макинтоше и позволяет программировать музыку на специально разработанном для этого языке.
По понятным причинам Longplayer не продается в музыкальных магазинах; по нашим прикидкам, на него бы ушло около 6 500 погонных километров компакт-дисков. Вместо этого, музыку можно слушать в специально отведенных для этого местах, которые Файнер планирует расположить по всему миру. Пока таких мест всего два: заброшенный маяк в восточной части Лондона и парковая оранжерея где-то в Ноттингемшире. В конце этого года откроется и третий пункт — в Александрии. В Египет, впрочем, ехать не обязательно: Longplayer постоянно транслируется на официальном сайте в формате QuickTime. На сайт обязательно загляните — он сделан весьма неплохо и своим горизонтальным макетом хорошо гармонирует с длящейся целое тысячелетие музыкой. Что же касается самой музыки, то она немного напоминает Vangelis и завывания ветра на чердаке дома с привидениями и идеально подходит к рассматриванию звезд и неторопливому ковырянию в носу в третьем часу ночи. Если бы наше любимое радио «Эрмитаж» в два часа после полуночи вместо того, чтобы подло прекращать вещание, начинало бы транслировать Longplayer, — цены бы ему не было. Сам Файнер рассуждает философски: «Тысячелетие — это не более, чем фикция, основанная на десятичной системе счисления и календаре, которым пользуется лишь треть населения планеты. Единственное, о чем оно говорит, так это о том, что Земля совершила тысячу оборотов вокруг Солнца». Longplayer, по его словам, призван помочь осмыслить и осознать этот промежуток времени. То есть, насколько мы можем понять философию Джема, проникнуться сознанием того, что человек — жалкая крупинка бытия. Надо сказать, что-то в этом есть. Мы вот слушаем всего второй час и уже начали проникаться.
|
Copyright © 2001—2004 «Тостер» |