Поскольку у нас впереди выходные, о летающих омоновцах и черных дырах мы сегодня
говорить не будем. Поговорим лучше об играх — причем не простых, а настольных.
•
Lord of the Rings.
Вот какую замечательную вещь мы обнаружили недавно на ThinkGeek: картонного
«Властелина
колец» по мотивам творчества Джона Рональда Руэла Толкиена. С тех
пор как развлекательная индустрия, внезапно спохватившись, принялась потрошить
наследие фантазера-англичанина, мы уже ничему не удивляемся: даже непонятно,
почему игра с таким названием появилась сейчас, а не двадцать лет тому назад.
Ну да ладно.
О задаче, которая стоит перед участниками, вы, пожалуй, можете догадаться и
сами: донести Кольцо до Мордора и бросить его в жерло вулкана, чтобы оно не
досталось земляному червяку Саурону. Каждый игрок может взять на себя роль одного
из четырех хоббитов, которые по очереди тащат ценный предмет через Средиземье,
«преодолевая опасности» и периодически «прибегая к помощи
Гэндальфа». Все участники играют на одной стороне, если, конечно, кого-нибудь
из них не обольстят темные силы. Ну и так далее. Вам все еще интересно? Нам,
скорее, нет; а, между тем, все остальное на ThinkGeek. особенно футболки
с надписью «No, I will not fix your computer», вызывает у нас множество теплых чувств.
Налицо культурная брешь, которую мы сейчас наскоро исследуем.
•
Monopoly New York.
В той постепенно сужающейся культурной пропасти, которая разделяет нас и американцев,
настольные игры составляют если не морскую милю, то уж, во всяком случае, несколько
многозначительных сантиметров. Американский подросток (а на самом деле, и немецкий,
и британский) до появления Magic: The Gathering полжизни проводил за досками
с ролевой Advanced Dungeons & Dragons,
где ловко крушил с приятелями монстров и растил странных персонажей, чей внешний
вид и моральные качества определялись краткими характеристиками вроде STR 7
DEX 9 INT 3 Chaotic Evil. Для того, чтобы понять, какое влияние оказала AD&D
на души западной молодежи, досточно посмотреть спилберговского «Инопланетянина»,
где на этой игре вообще строится добрая половина сюжета.
•
Stock Market.
В Советском же Союзе культуры настольных игр, в которые можно было играть всей
семьей целый вечер, просто не существовало: эту нишу занимал один «Эрудит»,
аналог американской Scrabble, классические международные игры вроде шахмат и
шашки, брутальная модификация последних под называнием «чапаев», настольные
хоккей и футбол, а также домино. Все же «бумажные» игры, которые можно
было найти в магазинах, отличались таким поразительным убожеством, что сейчас
невозможно вспомнить даже их названия, не говоря уж о смысле. Какие-то кубики... Палочки-кружочки, напоминающие линии недостроенного метро... Дальше фантазия авторов никогда не простиралась.
После перестройки ситуация немного изменилась: году в девяностом в школах началась эпидемия первой русской RPG «Заколдованная
страна». Вслед за ней к нам начали проникать отдельные экземпляры
AD&D, которые, однако, в силу своей экзотичности привлекли на свою сторону
лишь несколько тысяч длинноволосых и слегка безумных почитателей-фидошников.
Параллельно отдельные умельцы клеили из фольги и картона Monopoly,
а потом начали играть в ее изуродованный русский вариант «Менеджер».
В какой-то момент, однако, развитие этого жанра отчего-то замерло: не исключено,
что из-за натиска компьютеров, которые забрали термин RPG в свое безраздельное
пользование, и заменили настольные игры сетевыми. И очень жаль.
•
Scotland Yard.
Сегодня мы наблюдаем забавную тенденцию сближения молодежных культур Востока
и Запада: российские дети играют в LEGO, меряются Биониклами и гораздо лучше,
чем взрослые, разбираются в том, чем отличается Пикачу от Тамагочи. С другой
стороны, в Москве, судя по некоторым признакам, не менее четверти взрослого
населения всерьез увлекается картами Magic: The Gathering, что с большой степенью вероятности можно
считать следствием тяжелого детства со скользким подоконником и деревянными
игрушками. Интересно, может ли эта космополитичность детской игровой культуры
и ностальгическая неудовлетворенность взрослой привести к появлению в России
аутентичных настольных игр? Пожалуй, пару сюжетов мы готовы подкинуть.