Главстраница
/
Дизайн
/
Морианская впадина | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Морианская впадинаА. Д.Пытливые умы, которые, очевидно, гнездятся в головах у людей, пишущих в наши гостевые, наверняка не раз пробовали определить ускользающую границу между симпатией и отвращением, вызываемым живым существом. И делали это не только вперясь в зеркало, но и, скажем, борясь с противоречивыми чувствами по отношению к Чуббакке. Японец Масахиро Мори (Masahiro Mori) решил серьезно подойти к вопросу. Так как японцев, как известно, больше всего на свете интересуют роботы, изначально он исследовал эмоциональную реакцию людей, грубо говоря, на железные руки, железные ноги и прочие железяки. Тем не менее, результаты его изысканий применимы к любым человекообразным единицам: мультяшным персонажам, голливудским монстрам и собственно представителям homo sapiens. В двух словах идею Масахиро можно передать так: зависимость между положительными эмоциями, провоцируемыми чьим-либо антропоморфным видом, оказывается не прямо пропорциональной степени похожести этого вида на человечий. Она носит нелинейный характер (см. диаграмму): поначалу по мере возрастания человекообразности симпатия к существу растет, но в какой-то момент рост сменяется падением — чем больше существо напоминает человека, тем сильнее оставшиеся мелкие различия режут глаз. В области жуткой впадины (uncanny valley) у людей появляется открытая неприязнь к существу, которая затем сменяется глубоким эстетическим наслаждением, когда существо устремляется по заключительному отрезку кривой вверх к абсолютной антропоморфности. Что следует из теории Масахиро? Прежде всего то, что разработчикам робототехники, очеловечивая свое детище, стоит остановиться в районе первого пика, иначе они рискуют оказаться в жуткой впадине. Робот не обязан напоминать Мэрилин Монро, чтобы радовать глаз и производить впечатление живого. Кроме этого, графики японца позволяют провести любопытный анализ реакции, вызываемой персонажами книг и кино. Например, все голливудские ужастики нещадно эксплуатируют жуткую впадину. Чтобы поселить там героя, нужно взять для него человеческую основу, а затем чуток изменить ее. Самый верный способ — внести в его облик ассиметрию: вырвать глаз или сделать одну руку железной. Или просто покрыть трупной плесенью. Отталкивающий эффект обеспечен. А вот другой пример — почему так популярны биоконвергенции человека с животными? Очень просто. Рассуждая в терминах диаграмм Масухиро, все эти Анубисы с Тотами, ниндзя-черепашки и говорящие собаки из рекламы «Чаппи» обитают в области упоминавшегося первого пика. Приделав к антропоморфному протагонисту хвост, звериную голову или покрыв его мехом, можно быть уверенным, что он вызовет сочувствие у зрителей. Советуем взять теорию Масухиро на вооружение и в повседневной жизни. Считаете себя непривлекательным? Становитесь на четвереньки, нацепляйте лягушачью маску и павлиний хвост. Мигом выскочите из жуткой впадины.
|
Copyright © 2001—2004 «Тостер» |