Главстраница / Железо / На честном слове
ТОСТЕР
КТО МЫ?Написать письмо

На честном слове

Вчера мы уже писали про одно из следствий 11 сентября — быстро распространяющуюся моду на биометрические системы безопасности. Вот другое следствие: несколько свежих предложений о способах предотвращения намеренных авиакатастроф. Большую статью читайте в «Салоне», мы же, как всегда, ограничимся резюме.

Predator. Полное радиоуправление.
Как вы, возможно, помните, после одновременного захвата террористами четырех самолетов в политических и журналистских кругах было довольно много разговоров о том, что настала пора построить какие-нибудь системы, которые будут предотвращать такие демарши в будущем. Помимо очевидных ходов — заколачивания дверей, ведущих из салона в кабину пилотов, ужесточения контроля в аэропортах и запрета проносить на борт любые предметы тверже носового платка, предлагались и такие, например, варианты, как установка на самолеты механизмов удаленного контроля. Террористы садятся за штурвал — наземный контроль перехватывает управление — злыдни в панике — самолет прибывает на ближайший аэродром, как радиоуправляемая модель из Дворца пионеров.

Идея эта, конечно, чересчур радикальна и серьезной критики не выдерживает. Управлять самолетом удаленно вполне возможно — так делают, например, с летающими роботами класса Predator, которые использовались недавно для аэрофотосъемки гор Афганистана. С точки зрения безопасности, однако, это все равно, что менять шило на мыло, потому что террористы могут подкрасться с земли, и что будет тогда? Кроме того, любые системы, основанные на радиосвязи, могут быть взломаны — всегда могут найтись хакеры, которые попробуют взять управление самолетом на себя.

Профессор Ли считает, что самолету лучше знать, куда ему надо лететь.
Другое решение предложил недавно профессор Калифорнийского университета в Беркли Эдвард Ли (Edward A. Lee). Он считает, что более удачным решением проблемы будет создание «нелетных зон», которые не позволяли бы коммерческим самолетам приближаться к густонаселенным районам и стратегическим объектам — таким, как Пентагон или мост «Золотые ворота». Реализовать эту идею можно с помощью GPS-подобных устройств, коорые будут засекать серьезные отклонения самолета от курса и сначала мягко, а потом все более настойчиво возвращать его на путь истинный. Пока самолет будет оставаться в рамках своего коридора, пилот даже не будет замечать, что такое устройство работает — так же, как не замечает механизмов, не позволяющих ему послать Airbus или Boeing в крутое пике.

У системы Ли, разумеется, тоже есть свои минусы. Что, например, делать, если у самолета горит двигатель, и пилот хочет посадить его на шоссе с небольшим транспортным потоком? По идее, шоссе как раз должно входить в «нелетную» зону, и система не должна допускать пилоту использовать его в качестве взлетной полосы. Мало того: выполняя принудительный поворот, автопилот может самостоятельно подать горючее в неисправный двигатель, чего ни один трезвый авиатор никогда бы не сделал. Подобные случаи можно предусмотреть, но пилоты терпеть не могут, когда кто-то пытается перехватить у них управление, и поэтому волнуются уже сегодня. А что будет, если GPS выведут из строя? В общем, профессору Ли еще разбираться и разбираться. Уже около двух месяцев он этим и занимается — совместно, кстати, с компанией Boeing. Если хотите, почитайте меморандум.


Читать комментарии
К этой статье комментариев нет
Copyright  ©  2001—2004 «Тостер»