Вчера мы уже писали
про одно из следствий 11 сентября — быстро распространяющуюся моду на биометрические
системы безопасности. Вот другое следствие: несколько свежих предложений о способах
предотвращения намеренных авиакатастроф. Большую статью читайте в «Салоне»,
мы же, как всегда, ограничимся резюме.
•
Predator. Полное радиоуправление.
Как вы, возможно, помните, после одновременного захвата террористами четырех самолетов в политических
и журналистских кругах было довольно много разговоров о том, что настала пора
построить какие-нибудь системы, которые будут предотвращать такие демарши в
будущем. Помимо очевидных ходов — заколачивания дверей, ведущих из салона в
кабину пилотов, ужесточения контроля в аэропортах и запрета проносить на борт
любые предметы тверже носового платка, предлагались и такие, например, варианты,
как установка на самолеты механизмов удаленного контроля. Террористы садятся
за штурвал — наземный контроль перехватывает управление — злыдни в панике
— самолет прибывает на ближайший аэродром, как радиоуправляемая модель из Дворца
пионеров.
Идея эта, конечно, чересчур радикальна и серьезной критики не выдерживает.
Управлять самолетом удаленно вполне возможно — так делают, например, с летающими
роботами класса Predator, которые использовались недавно для аэрофотосъемки гор Афганистана.
С точки зрения безопасности, однако, это все равно, что менять шило на мыло,
потому что террористы могут подкрасться с земли, и что будет тогда? Кроме того,
любые системы, основанные на радиосвязи, могут быть взломаны — всегда могут
найтись хакеры, которые попробуют взять управление самолетом на себя.
•
Профессор Ли считает, что самолету лучше знать, куда ему надо лететь.
Другое решение предложил недавно профессор Калифорнийского университета в Беркли
Эдвард Ли (Edward A.
Lee). Он считает, что более удачным решением проблемы будет создание «нелетных
зон», которые не позволяли бы коммерческим самолетам приближаться к
густонаселенным районам и стратегическим объектам — таким, как Пентагон или
мост «Золотые ворота». Реализовать эту идею можно с помощью GPS-подобных
устройств, коорые будут засекать серьезные отклонения самолета от курса и сначала
мягко, а потом все более настойчиво возвращать его на путь истинный. Пока самолет
будет оставаться в рамках своего коридора, пилот даже не будет замечать, что
такое устройство работает — так же, как не замечает механизмов, не позволяющих
ему послать Airbus или Boeing в крутое пике.
У системы Ли, разумеется, тоже есть свои минусы. Что, например, делать, если
у самолета горит двигатель, и пилот хочет посадить его на шоссе с небольшим
транспортным потоком? По идее, шоссе как раз должно входить в «нелетную»
зону, и система не должна допускать пилоту использовать его в качестве взлетной полосы. Мало того: выполняя
принудительный поворот, автопилот может самостоятельно подать горючее в неисправный
двигатель, чего ни один трезвый авиатор никогда бы не сделал. Подобные
случаи можно предусмотреть, но пилоты терпеть не могут, когда кто-то пытается
перехватить у них управление, и поэтому волнуются уже сегодня. А что будет, если
GPS выведут из строя? В общем, профессору Ли еще разбираться и разбираться.
Уже около двух месяцев он этим и занимается — совместно, кстати, с компанией Boeing. Если хотите,
почитайте меморандум.